Елена Губанова и Иван Говорков (Россия), Просветленный, кинетическая инсталляция, 2019 © Елена Губанова и Иван Говорков

Александра Дементьева (Бельгия), Широко закрытый глаз, Интерактивная видеоинсталляция, 2019 © Александра Дементьева

Фарнияз Закер (Иран/Великобритания), Земной рай, инсталляция, 2008–2010 © Фарнияз Закер, фото Marco Sabadin

Фарнияз Закер (Иран/Великобритания), Марионетка за кулисами, марионетка за окно, двухканальная видео инсталляция (кадр), 2012 © Фарнияз Закер

Марио Клингеман (Германия), Жуткое зеркало, интерактивная цифровая инсталляция, 2018 © Марио Клингеман, courtesy Alberto Triano/ONKAOS

Коллективный проект студентов Магистерской программы «Цифровое искусство» Института Пратт, США), E.V.O.D.E.V.O.R.E.V.O, видео инсталляция, 2018 © коллектив авторов

Уильям Лейтам (Великобритания) и Лэнс Путам (Великобритания/США), Formscape VR, VR инсталляция, 2019 © Уильям Лейтам и Лэнс Путам

Александра Лерман (США), Swipe, swipe, swipe, инсталляция, 2017–2019 © Александра Лерман

Музей вечно играющих аттракционов (Россия), Демоны второй природы, кинетическая инсталляция, 2018 – 2019 © Музей вечно играющих аттракционов

Ив Нецхаммер (Швейцария), Formales Gewissen, цифровая видеоанимация, 2013 © Ив Нецхаммер, courtesy HeK, House of Electronic Arts Basel

Брайан Пейдж (США), Джесси (корчи), Пакс (корчи), интерактивная инсталляция (кадр из видео), 2019 © Брайан Пейдж

Роберто Пульезе (Италия), Вариант равновесия, инсталляция, 2011

Даниэль Пуппи (Италия) Психоделический замок, видео инсталляция, 2016

Александр Теребенин (Россия), St. Sebastian 24 hours, инсталляция, 2019 © Александр Теребенин

Най Томпсон (Великобритания), С черного хода, инсталляция, 2016-2018 © Най Томпсон

Анна Франц (Россия/США), Союз художников, инсталляция 2019 © Анна Франц

Макс Филипп Шмид (Швейцария), Рай, видео (кадр), 2015 © Макс Филипп Шмид

13 — 24 ноября
Выставочный проект ID
Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия
имени А. Л. Штиглица

Участники:
Елена Губанова, Иван Говорков (Россия), Просветленный, 2019
Александра Дементьева (Бельгия), Широко закрытый глаз, 2019
Фарнияз Закер (Иран–Великобритания), Земной рай, 2008–2010
Фарнияз Закер (Иран–Великобритания), Марионетка за кулисами, марионетка за окном, 2012
Марио Клингеманн (Германия), Жуткое зеркало, 2018
Коллективный проект студентов магистерской программы «Цифровое искусство» Института Пратта (США), E.V.O.D.E.V.O.R.E.V.O, 2018
Коллективный проект студентов СПбГХПА имени А. Л. Штиглица (Россия), Перемены, 2019
Дейзи Лейтам (Великобритания), Серия «Хоботки», 2018. Конец света; Мона Лиза; Три куклы, 2019
Уилльям Лейтам (Великобритания), Лэнс Патнэм (Великобритания–США), Formscape VR, 2019
Александра Лерман (США), Свайп свайп свайп, 2017–2019
Музей вечно играющих аттракционов (Россия), Демоны второй природы, 2018–2019
Ив Нецхаммер (Швейцария), Формальная совесть, 2013
Брайан Пейдж (США), Джесси (корчи); Пакс (корчи), 2019
Роберто Пульезе (Италия), Вариант равновесия, 2011
Даниэле Пуппи (Италия), Психоделический замок, 2016
Александр Теребенин (Россия), Святой Себастьян 24 часа в сутки, 2019
Най Томпсон (Великобритания), С черного хода, 2016–2018
Анна Франц (Россия–США), Союз художников. Из серии «Дело случая», 2019
Макс Филипп Шмид (Швейцария), Рай, 2015

Кураторы Анна Франц (Россия–США), Варвара Егорова (Россия), Валентино Катрикала (Италия), Джек Аддис (Великобритания), Патришиа Олиник (США), Карла Ганнис (США), Уилльям Лейтам (Великобритания), Влад Струков (Великобритания), Лидия Грязнова (Россия)

Соляной пер., 13–15
Пн.–Сб.: 12:00 – 20:00
Вc.: 12:00 – 18:00
Билеты:
300 р. — взрослый
150 р. — льготный (школьники, студенты, пенсионеры РФ и другие категории
посетителей)

Елена Губанова, Иван Говорков (Россия)
Просветленный
кинетическая инсталляция, 2019
Инженер Алексей Грачев
При поддержке медиалаборатории CYLAND


Искатель, с усилием совершая определенное действие, пытается увидеть Искомое. В результате этого действия раскрывается Тайна (лотос); Искатель предстает перед своим отражением в зеркале и понимает, что он и есть Искомое. Внезапно ослепленный световым бликом зеркала, в котором он только что видел свое отражение, Искатель ощущает, что он и есть Свет. Происходит соединение с Источником Света через эмоционально ослепляющую вспышку, которая уничтожает прежнюю иллюзорную идентификацию личности.

Александра Дементьева (Бельгия)
Широко закрытый глаз
интерактивная видеоинсталляция, 2019
При поддержке медиалаборатории CYLAND


О глазах можно говорить бесконечно, о них слагают поэмы и пишут научные трактаты. Их часто называют «зеркалом души», и это выражение, как ни парадоксально, приобрело почти буквальный смысл с изобретением одного из самых эффективных методов идентификации человека — по радужной оболочке. Ее красоту и сложность можно сравнить с поверхностью планеты. Глаза — как небесные тела в бесконечных галактиках, которые мы наблюдаем в ночном небе.

Фарнияз Закер (Иран–Великобритания)
Земной рай
инсталляция, 2008–2010

Серия «Земной рай» — дань уважения персидскому ковру и исследование его роли в трансформации пространства. Ковры одновременно отображают и создают  пространство благодаря своей текстуре и замысловатому рисунку — например, на тему садового дизайна, с мотивами и узорами, отсылающими к реальным персидским садам. Тем, кто знаком с такими садами, а также с религиозными и поэтическими метафорами, которые ими вдохновлены, известно, что ковры традиционно служили укрытием от часто засушливого и сурового иранского климата и считались символом и земным воплощением рая. Своей серией художественных интервенций Фарнияз Закер привлекает внимание к этим культурным, историческим и пространственным контекстам, нередко уничтоженным или забытым, а значит, потерянным для современного зрителя.

Фарнияз Закер (Иран–Великобритания)
Марионетка за кулисами, марионетка за окном
видеоинсталляция, 2012

Работа основана на рассказе Садега Хедаята, в котором молодой парижский студент влюбляется в манекен. Тот обладает всеми качествами, которые герой ищет в женщине: совершенством, спокойствием, заинтересованностью. Студент покупает манекен и привозит его в Иран в гробу. Чтобы избежать конфликта со своей невестой, он прячет манекен в комнате и завязывает с ним весьма эксцентричные отношения любви и ненависти. Когда невеста в конце концов обнаруживает спрятанную «женщину», она начинает ревновать и подражать манекену. Однажды ночью, когда мужчина возвращается домой и отодвигает штору, «статуя» направляется к нему. В панике он достает пистолет и стреляет в свою невесту.
И манекен, и невеста из рассказа Хедаята по-своему идеальны. Тогда как невеста девственна и невинна, манекен подобен модели из журнала Vogue. Эту безупречную женщину всегда что-то отделяет, будь то витринное стекло или журнальная страница. Видео усиливает зловещее сходство, показывая множество изображений обеих женщин, так что мы видим, что они клоны.

Марио Клингеманн (Германия)
Жуткое зеркало
интерактивная цифровая инсталляция, 2018

Инсталляция функционирует в режиме реального времени и состоит из экрана, камеры и компьютера. Изображение с камеры обрабатывается серией генеративно- состязательных сетей, преобразующих лица зрителей в их жуткие версии. Эти образы основываются на лицах, которые искусственный интеллект ранее видел и изучил. Пока зритель смотрит в зеркало, машина включает его лицо в свою выборку, постепенно исправляя генерируемые черты, и первоначальное искажение сменяется усредненным образом.

Коллективный проект студентов магистерской программы «Цифровое искусство» Института Пратта (США)
E.V.O.D.E.V.O.R.E.V.O
видеоинсталляция, 2018

Участники: Анджела Чен, Энджи Хуанг, Ричан Ли, Зои Ли, MK Luff, Кристофер Муньос, Нот Лью, Хода Рами, Офер Шувал. Под руководством Карлы Ганнис


Совместный проект девяти художников, работающих с разными медиа: от анимации до интерактивного искусства. Под руководством профессора Карлы Ганнис они предприняли попытку соединить свои навыки и художественные стили для размышления об эволюции идентичности и человеческого сознания.

Коллективный проект студентов СПбГХПА имени А. Л. Штиглица (Россия)
Перемены
мультимедийная инсталляция, 2019

Участники: Ольга Князева, Всеволод Марков, Мария Свидерская, Мария Терехина. Под руководством Оксаны Петрухиной


Интернет и социальные сети стали для людей одним из способов самоидентификации, сосуществования и общения. Человек сам решает, участвовать ли в происходящем на экране (в сети), становиться ли его частью. Человек остается собой — просто в другом виде. Человек остается собой? Зрителя приглашают подойти к экранам, составляющим инсталляцию, и примерить на себя личность одного из авторов проекта. Его виртуальный мир. Его самоидентификацию.

Дейзи Лейтам (Великобритания)
Серия «Хоботки»
скульптуры, 2018

Конец света / Мона Лиза / Три куклы
видео с дополненной реальностью, 2019

Дейзи Лейтам исследует вопросы идентификации в постинтернет-мире. Часть этой практики — изготовление кожаных масок и перформансы в них. В выставленных здесь масках Лейтам провела более 20 перформансов — в ночных клубах, на шоу трансвеститов, в студенческих барах и караоке — в Лондоне и окрестностях. Дейзи  документирует перформансы в серии «Селфи хоботков»: после каждого выступления она делает ряд автопортретов для инстаграм-бэкстейджа. Собрав внушительное количество фанатов «Хоботков» онлайн, художница взялась исследовать представление гендера и идентичности через селфи-практику в интернете. В связи с этим она работала над воссозданием масок в дополненной реальности. Балансируя между фотографическим портретированием и цифровой манипуляцией, Дейзи осмысляет современную субъективность, латеральную идентификацию через родственные отношения, а также вечные вопросы бренности и нарциссизма.

Уильям Лейтам (Великобритания), Лэнс Патнэм (Великобритания–США)
Formscape VR
среда виртуальной реальности, 2019

Formscape VR — новая виртуальная среда, обосновавшаяся на поверхности огромного ландшафта, сгенерированного компьютером. Зритель может изучать его и странствовать по нему, встречаясь и взаимодействуя с парящими «мутоидами». Работа вдохновлена концепцией «внутреннего пейзажа» художника-сюрреалиста Роберто Матты — иными словами, психологического пейзажа, здесь заново открытого и воплощенного в жизнь с использованием современной технологии виртуальной реальности.

Александра Лерман (США)
Свайп свайп свайп
инсталляция, 2017–2019

Пальцы, согласно невидимому контракту между пользователем и смартфоном, перемещаются по подсвеченному стеклу экрана. Эта хореография, ежесекундно исполняемая миллионами, лежит в основе проекта. Серия глиняных смартфонов хранит «портреты» эфемерных и часто случайных экранных жестов: «slide to unlock», «swipe», «pinch-to-zoom». Интеллектуальные права на их использование принадлежат компании Apple. Цвет стены инсталляции — Rose Gold. В XIX веке Карл Фаберже создал новый сплав золота и меди, а в 2015 году вышел iPhone цвета Rose Gold. Этот оттенок был выбран главным трендом 2016 года компанией Pantone. Иногда его называют цветом миллениалов или русским золотом.

Музей вечно играющих аттракционов (Россия)
Демоны второй природы кинетическая
инсталляция, 2018–2019

Участники: Анастасия Крохалева, Денис Перевалов

Может ли человек считаться полноценным обитателем второй природы, если он ее создатель? Этот вопрос дал импульс к созданию инсталляции, состоящей из искусственного газона с пластиковыми растениями. Подобно доктору Франкенштейну, художники оживляют свое творение, приводя этот синтетический ландшафт в движение с помощью шести моторов и заключая в него искусственный интеллект (нейросеть). Улавливая звуки, которые издает инсталляция, ИИ может их изменять, направляя микрофрагменты звукового потока на различные звуковые гейты и ревербераторы. Но кем станет ИИ, получивший доступ к творению человека: новым создателем, который продолжит совершенствовать мир согласно своему замыслу, или демоном, который разрушит и повергнет в хаос все то, что сделал до него человек? Скоро узнаем.

Ив Нецхаммер (Швейцария)
Формальная совесть
цифровая анимация, 2013

Звуковое сопровождение Бернда Шурера


Заключительная часть трилогии, в которой Ив Нецхаммер изучает возможные формы взаимодействия между людьми и окружающей средой. Представляющие нас кукольные фигуры продвигаются через ассоциативные пространства, лаборатории, где разные уровни реальности сообщаются и переустраивают самих себя. Поэтические моменты созерцания чередуются с кошмарными сценариями изоляции и одиночества. Попытки поговорить и собраться вместе не имеют успеха, так как общение невозможно по определению.

Брайан Пейдж (США)
Джесси (корчи)/Пакс (корчи)
цифровая анимация с датчиком движения, 2019

В годы взросления Брайана Пейджа у его матери диагностировали рак, и художник стал беспомощным свидетелем ее физического угасания. Ее уход подтолкнул к созданию этой серии, которая исследует понятия телесной целостности и способности сопереживать другим телам (человеческим, животным, виртуальным) с потенциально непостижимым внутренним опытом. Автор представляет две  цифровые инсталляции, каждая из которых снабжена датчиком движения. Когда зритель вступает в зону действия датчика одного из мониторов, запускается анимация. Тело на экране начинает двигаться, и мы слышим звуки дыхания и агонии. При выходе из зоны действия датчика анимация останавливается, тело прекращает жить. Каждое видео запускается и останавливается в зависимости от приближения и удаления зрителей. Гипотетически эти тела могут двигаться одновременно, но это нельзя гарантировать. Полуслучайный зрительский опыт усложняет взаимодействие между всеми вовлеченными сторонами: Джесси, Паксом, собственно зрителем и любым наблюдателем, со стороны глядящим на тех, кто напрямую взаимодействует с видео.

Роберто Пульезе (Италия)
Вариант равновесия
кинетическая звуковая инсталляция, 2011

Работа исследует эффект Ларсена (также известный как акустическая обратная связь), обычно возникающий, когда микрофон улавливает звук, издаваемый динамиком. Микрофон усиливает и воспроизводит сигнал динамика с постоянным нарастанием звука. Созданное для этой работы программное обеспечение управляет положением механических рук, на одной из которых расположен динамик, а на другой — микрофон. Система стремится к физически недостижимому равновесию. Борьба за баланс создает неповторимую акустическую и визуальную картину: частота обратной связи и движения механических рук постоянно изменяются в режиме реального времени.
В природе феномен обратной связи — это способность системы к саморегуляции. Все живые существа испытывают это состояние. Роберто Пульезе представляет его в мире кибернетики через использование звука. Звук придает всем движениям естественность, и характер движения механических рук напоминает поведение живых существ, например, драку или ухаживания. Система превращается в биомеханический организм, который живет своей жизнью и реагирует на внешние раздражители.

Даниэле Пуппи (Италия)
Психоделический замок
видеоинсталляция, 2016

Два соединенных LED-монитора расположены в пространстве, ограниченном двумя соседними стенами. Изображение мгновенно передается из одного монитора в другой, сопровождаемое мощным ритмичным звуком. На стыке двух мониторов, при переходе из одного временного измерения в другое, возникает новое изображение,  новое пространство восприятия, устанавливаются отношения между двумя отдаленными реальностями. Это своего рода «дверь», позволяющая сосуществовать двум похожим историям из разных временных периодов.

Александр Теребенин (Россия)
Святой Себастьян 24 часа в сутки
инсталляция, 2019

Одно из приоритетных направлений в творчестве Александра Теребенина — реди- мейд. Доска для метания ножей с мишенью в виде условного очертания человека была найдена в заброшенном здании военного училища. Художник идентифицирует объект с мученическим образом святого Себастьяна, который жил в Риме, служил начальником гвардии и тайно исповедовал христианство, за что был казнен.
C течением времени святой Себастьян становится все моложе и привлекательнее: если на мозаике VI века он предстает немолодым мужчиной с бородой, то в живописи эпохи Возрождения — безбородым юношей. Художники сосредоточились на красоте тела Себастьяна, а не на количестве вонзившихся в него стрел. В XV веке Антонелло да Мессина изображает святого привязанным к дереву посреди одной из венецианских площадей, при этом сцена казни никак не нарушает праздного спокойствия города: стражник дремлет, жители неторопливо прогуливаются. Мученичество на фоне безмятежного пейзажа.
Сотни раз металл врезался в плоть, принося привязанному к дереву святому невыносимую боль и страдание. История человеческой цивилизации — это история войн и насилия. Израненная сосновая доска. Примитивное светодиодное табло, чаще используемое для рекламы дешевых магазинов, беззаботно сообщает о том, что демонстрация трагедии святого Себастьяна происходит безостановочно — 24 часа в сутки, всегда.

Най Томпсон (Великобритания)
С черного хода
инсталляция, 2016–2018

«С черного хода» — художественный проект на основе программного обеспечения. В течение двух лет программа собирала в интернете скриншоты, сделанные камерами наблюдения бот-сети — ботами-тестировщиками безопасности, и публиковала их на сайте backdoored.io. Название проекта отсылает к слову «бэкдор», которое на хакерском сленге означает дефект или свойство компьютерной системы или оборудования, позволяющие получить доступ к информации тайком.
Проект исследует нашу растущую интернет-уязвимость и все усложняющиеся отношения с технологией. Все эти скриншоты в равной степени являются документацией процесса и самостоятельными образами, рожденными из сложной цепи ошибок аппаратного оборудования, программного обеспечения и пользователей. Как архив они составляют своего рода глобальную карту современных страхов, указывая на вещи, за которыми люди жаждут установить постоянный цифровый надзор.
Для выставки Най Томпсон создала инсталляцию, которая представляет особый взгляд на мир под неусыпным наблюдением, исследуя идеи вуайеризма и пособничества. Во времена все возрастающего контроля частных мнений и действий со стороны государств и корпораций художница размышляет о непростых отношениях между наблюдателем и наблюдаемым, задаваясь вопросом, какие смыслы возникают в этом акте перемещенного наблюдения.

Анна Франц (Россия–США)
Союз художников
инсталляция, 2019
Из серии «Дело случая»
В сотрудничестве с медиалабораторией CYLAND


«Союз художников» — это размышление о законе больших чисел. Применим ли он в визуальном искусстве — к цветам в живописи, линиям в графике, формам в скульптуре и полноте образа в инсталляции? Закон больших чисел — принцип, описывающий результат выполнения одного и того же эксперимента много раз. Согласно этому закону совместное действие большого числа случайных факторов приводит к результату, почти не зависящему от случая. Например, в XVI веке длина английского фута по указу короля была определена как среднее арифметическое длины ступни первых 16 человек, выходящих из церкви от заутрени в воскресенье. И хотя закон больших чисел тогда еще не был сформулирован, именно он служит обоснованием использованного при определении длины фута принципа среднего арифметического.

Макс Филипп Шмид (Швейцария)
Рай
видео, 2015

Мужчина сидит в теплице и произносит фразы в микрофон. Это фрагменты литературных, философских и публицистических текстов, посвященные видению рая, тоске по природе и желанию скрыться от цивилизации. Герой постоянно переставляет карточки, на которых напечатаны тексты, в попытке собрать  осмысленный отрывок. Коллаж из произносимого текста сопровождается образами садов и пригородных пейзажей. Когда мужчина не читает, он имитирует звуки, издаваемые животными. Количество текстов и их противоречивое содержание все больше озадачивают его. Смущенное сознание героя порождает нереальные формы растений, заманивающие его во тьму за пределами оранжереи.
Каким мы представляем рай? Как то, что мы представляем, воплощается в палисадниках и городских ландшафтах? Разве рай, этот идеальный мир, можно найти в дикой глуши? Почему все маленькие райские местечки, созданные людьми, огорожены? И является ли, стало быть, забор залогом рая? Видео исследует общественную тенденцию к уходу и отделению в рамках стремления к идеальному образу жизни, тесно связанному с природой.